Макеевская городская организация "Российского Союза ветеранов Афганистана и Специальных военных операций"  Макеевская городская организация "Российского Союза ветеранов Афганистана и Специальных военных операций"  Макеевская городская организация "Российского Союза ветеранов Афганистана и Специальных военных операций"  Макеевская городская организация "Российского Союза ветеранов Афганистана и Специальных военных операций" 

Новости

 

«Нам дороги эти позабыть нельзя»

Учебные полёты, тревожные вылеты на границу, разведывательные полёты над Каспием… На тот момент Юрий Михайлович Скрипкин был командиром экипажа вертолёта Ми-8. В свою должность вступил недавно, но был уже достаточно опытным специалистом. Старался помогать и обучать лётчиков всему, что знал сам. Командир подразделения Фарит Султанович Шагалеев был к нему особенно требователен и принципиален, так как чувствовал талант и любовь к лётному делу. Поэтому к своей первой командировке на афганскую границу Юрий Скрипкин был уже достаточно хорошо подготовлен. С первых дней войны Юрий Михайлович принимал участие в выполнении боевых задач в составе авиационных подразделений вертолетного полка КГБ СССР войсковой части № 2178. Первые боевые вылеты экипажа Ми-8 в Демократическую Республику Афганистан начались летом 1980 года. Парни были еще совсем молоды, именно поэтому им было все в новинку. Всё-таки обеспечение охраны государственной границы в мирное время и в боевой обстановке – разные вещи. Исходя из полученного в командировках опыта, пограничники продолжали учиться, находить новые тактические приёмы… Юрий Михайлович Скрипкин равнялся на своего молодого командира подразделения и ещё с большим рвением изучал теорию и практику лётного дела. Оттачивал мастерство. Без преувеличения можно сказать, что там, в самом сердце далёкой и чужой страны, рождался будущий командир эскадрильи, а может, даже и всей пограничной авиации. В Юрии Скрипкине удивительным образом сочетался высокий профессионализм в лётном деле и человеческая чуткость, душевная доброта. Два года Юрий Михайлович посвятил боевым вылетам в Афганистан и охране границы с Ираном. Временами руководство ставило перед ними сложные, нестандартные задачи, для выполнения которых требовалось искать такие же решения. Вскоре, благодаря трудолюбию и самоотдаче, он заслужил доверие более старших боевых товарищей. В жизни пограничников не было места отдыху. Пуски ракет, сбрасывание бомб, посадки в горах и пустыне сменялись воздушной разведкой и перевозкой раненых. Боевые действия «за речкой» чередовались с мирной обстановкой на нашей территории. Приезжая домой, Юрий Скрипкин, как и остальные бойцы, не мог поделиться воспоминаниями о службе, поскольку пограничные войска находились в Республике Афганистан неофициально. И пограничным авиаторам было всё сложнее каждый день перестраиваться с боевой обстановки на мирную. Ночевали они в местах базирования – пограничных отрядах, а днём вылетали в Афганистан. Лётчики, прибывавшие к ним на подмогу из других регионов страны, безоговорочно становились ведомыми, подчинёнными у молодых командиров, которые, несмотря на возраст, были высокопрофессиональными воздушными бойцами. В конце 1980 года Юрия Михайловича Скрипкина уже назначали старшим и пары вертолётов, и звена, и всей группы, численность которой доходила до эскадрильи (12-16 вертолётов). Каждый день он вместе с товарищами смотрел смерти в глаза. А когда женился, и родилась дочь, стал чувствовать ответственность не только за свою жизнь, но и за семью. Стал еще более осторожным. Там, на войне, он думал о своих близких. Череда боевых операций превратились в бесконечную карусель смены боевой и мирной жизни. В октябре 1981 года, отлетав очередные 40 дней неполным составом экипажа, они готовились вылететь на постоянную базу домой, в город Небит-Даг. Но начиналась операция в Куфабском ущелье, бортов не хватало, и было принято решение, что утром 17 октября будет сделан один вылет с десантом на борту и только после этого – домой. В тот день, на подлете к площадке десантирования, экипаж вертолёта Ми-8 услышал в эфире, что передние вертолёты подверглись мощному обстрелу с земли, но разгрузившись, взлетали. Вертолёт, в котором находился Юрий Скрипкин, был четвертым по счету. На посадочной глиссаде бортовой техник закричал Юрию Викторовичу, чтобы вертолёт уходил на второй круг. Но командир привык идти до конца и был сосредоточен на посадке вертолёта. На зависании начали выскакивать десантники и выбрасывать груз. Вдруг горохом застучало по обшивке, громко щёлкнул пробитый блистер и крик: «Валера!» Расставив руки в стороны, Юрий Скрипкин удивлённо посмотрел на красное пятно у себя на груди и завалился на бок. Вертолёт загорелся, всё утонуло в чёрном дыму и огне. Лётчик-штурман экипажа Ми-8 Валерий Романов пытался вытащить одеревеневшее тело командира из ремней и кресла, но не смог. И уже самого Валерия, обгоревшего и потерявшего сознание, выкинули на камни возле полыхающей машины. Обиду и боль потери заслонили желание выжить и дать отпор окружающим их «духам». И был долгий бой… Но для старшего лейтенанта, командира вертолета авиаэскадрильи погранвойск ранение оказалось смертельным. Ему было 24 года. В Республику Афганистан Юрий Михайлович Скрипкин совершил 95 боевых вылетов. Он навсегда остался в памяти своих боевых товарищей как мужественный и смелый человек. Выжившие в тот страшный день продолжили летать. Мысленно, они всё равно обращались к своему молодому командиру и другу Юрию Скрипкину. За высокое летное мастерство, героизм и отвагу, проявленные при выполнении воинского и интернационального долга, Юрий Михайлович награжден в 1980 году медалью «За отличие в охране государственной границы» и в 1982 году орденом Боевого Красного Знамени (посмертно). Похоронен на Григорьевском кладбище в городе Макеевке.
17.10.2021
СОЮЗ ВЕТЕРАНОВ АФГАНИСТАНА г.МАКЕЕВКА (ДНР)

ул. Молодогвардейская, д.87, каб.25 (В районе остановки "Гараж").

Copyright © 2016-2024 Союз ветеранов Афганистана (г.Макеевка, ДНР)