Макеевская городская организация "Российского Союза ветеранов Афганистана и Специальных военных операций"  Макеевская городская организация "Российского Союза ветеранов Афганистана и Специальных военных операций"  Макеевская городская организация "Российского Союза ветеранов Афганистана и Специальных военных операций"  Макеевская городская организация "Российского Союза ветеранов Афганистана и Специальных военных операций" 

Новости

 

«Нам дороги эти позабыть нельзя»

Евгений Александрович Симороз родился в городе Макеевке. После окончания средней школы № 53 поступил в Сызранское высшее военное авиационное училище. Окончив его в 1983 году, получил специальность лётчика-инженера. С 31 июля 1986 года гвардии старший лейтенант Евгений Симороз служил в войсковой части полевой почты № 19888 в должности старшего лётчика. «С Евгением мы были знакомы еще до Афганистана, поскольку вместе служили в 292-м отдельном вертолетном полку в городе Цхинвали (Южная Осетия). Парень он был очень дружелюбный, общительный и веселый. Именно вокруг таких людей, как правило, и собираются остальные. На авиабазе Баграм мы вместе оказались не сразу, я пришел туда на полгода раньше. В Республике Афганистан во время выполнения боевых заданий Евгений Александрович Симороз проявил хорошую лётную подготовку, бесстрашие и высокое командирское мастерство», – вспоминал капитан Алексей Курков – командир вертолёта Ми-24 262-й отдельной вертолётной эскадрильи, военной части № 19888. Своё дело Евгений Симороз действительно знал очень хорошо. Ми-24, на котором летал Алексей Курков в то время, нередко приходилось прикрывать Ми-8. И если экипаж Ми-24 слышал, что работать в Панджшере будут с Евгением Симорозом, воспринимал это положительно. Стоит отметить, что в Афганистане военная авиация применялась очень широко. Бомбардировка и штурмовка позиций и колонн противника, поддержка наземных войск, высадка десанта, эвакуация раненых, доставка пассажиров и грузов, разведка и минирование местности – спектр задач, стоявших перед советскими лётчиками, был чрезвычайно широк, а эффективность их боевой работы – очень высока. Неудивительно, что самолёты и вертолёты были самой главной целью афганских моджахедов, постоянно совершенствовавших свою систему противовоздушной обороны. 14 сентября 1986 года, под непрерывным огнем противника, Евгений Александрович Симороз при выполнении очередной боевой задачи посадил вертолёт на труднодоступную высокогорную площадку и эвакуировал с неё раненых воинов. Это было нелегко, поскольку высокогорный характер местности накладывал ряд серьезных ограничений на деятельность авиации. Удача улыбнулась Евгению Александровичу, и чуть позже, 14 января 1987 года, во время ночного дежурства по охране аэродрома Баграм, он получил сообщение о нападении мятежников на сторожевую заставу. Евгений Симороз тогда точно вывел вертолёт на цель и огнём из бортового оружия подавил три огневые точки противника. Пройдёт совсем немного времени и жизнь бесстрашного макеевчанина трагически оборвётся. 4 марта 1987 года. Поначалу это был обычный «рабочий» день вертолетчиков в Афганистане. Баграмская отдельная эскадрилья выполняла свои прямые задачи. До полудня отрабатывали обеспечение постов в Панджшере, затем почти до самого вечера сопровождали автоколонны в Саланге. Внеплановых заданий не поступало. Лётный день близился к концу. И хотя экипажи ночных дежурных сил еще не прибыли, находившиеся на стоянке летчики с Ми-8 и Ми-24, из которых и состояла вертолетная эскадрилья, ожидали команду «Отбой полетам». В расположении «двадцати четвёрок» стоял плохонький, но очень популярный среди пилотов бильярдный стол. На нём с большим азартом играли свободные от вылетов лётчики. Увлёкшись, в тот день они не увидели «завязки» начинавшихся событий. Как потом рассказали очевидцы, самолёт, низко летевший над землёй, последовательно выполнял «бочки». Он пролетал прямо над жилым городком, где, без серьезных причин, летать, мягко говоря, не рекомендовалось. Местные пилоты как «Отче наш» уяснили, что после взлёта набор высоты можно выполнять только правым разворотом в охраняемой зоне, над так называемым «Электроном», там же снижались при возвращении с заданий. «…Ракета, скорее всего это был «Стингер», попала в самолёт через несколько секунд, после того как он покинул границы охраняемой территории жилого городка. Свою отрицательную роль в развитии дальнейших событий сыграло ещё и то, что пилоты из сбитого самолета не замедлили катапультироваться. Пролети они еще буквально несколько секунд в летящем, в сущности, ещё самолёте, все могло бы сложиться куда лучше. Увидев это, вертолётчики без лишних формальностей за считанные секунды сформировали группу спасения. В неё вошли два Ми-8, экипажи старшего лейтенанта Евгения Симороза и капитана Владимира Калинина, а также два Ми-24, экипажи капитана Николая Буравлева и мой. Уже через три-четыре минуты мы взлетали друг за другом в указанной последовательности. С командного пункта эскадрильи руководил взлетом капитан Владимир Федченко – легендарная в Афганистане личность, отличный лётчик и отличный человек», – вспоминал Алексей Курков. Оказавшись в воздухе, они сразу увидели горящий на земле самолёт и направились в тот район. Это было совсем близко. Километра четыре от городка в сторону расположения дивизии ВДВ. Начали сгущаться сумерки. На юге, да еще в горах это происходит быстро. При выполнении ночных полетов в Афганистане включать аэронавигационные огни или какое-то другое светотехническое оборудование – самоубийство. Поэтому и в тот раз, они шли на задание, не включая огней. Когда Алексей Курков почти перестал различать впереди летящие вертолеты, по радио предложил сослуживцам занять разные высоты. Все сразу распределились. Ниже всех вертолет Евгения Симороза, над ним через 100-150 метров остальные. Сумерки постепенно переходили в темноту. На земле уже трудно было различать какие-то предметы, но в экипаже Калинина всё же что-то рассмотрели. Он доложил об этом по радио, попросил возможности снизиться. Договорились. Евгений Александрович Симороз на секунду обозначил себя включением проблескового маяка. Калинин увидел его. «Восьмерки» благополучно разошлись, поменявшись высотами. Затем уже Симороз доложил, что они видят что-то похожее на парашюты. Снова, нижний вертолет обозначился маяком, и они поменялись высотами. Экипажи вертолетов к тому времени уже не могли видеть друг друга из-за темноты, находясь в непосредственной близости. Единственное спасение в такой ситуации – строго выдерживать свою высоту. Без доклада по радио и принятия мер для безопасного расхождения ничего не предпринимать. Но… так велико было желание спасти пилотов со сбитого самолёта, коллег, терпящих бедствие! Да еще молодость, когда ты уверен, что с тобой-то уж точно ничего плохого случиться не может. Кто из «восьмерок» не выдержал порядка и пошел к земле без доклада и обозначения, мы, видимо, уже никогда не узнаем. «Как будто сейчас я вижу ту яркую вспышку в виде огромной летящей к земле, раздваивающейся огненной капли. Когда понял, что это и есть наши ребята, а точнее, что их уже нет, русские слова остались только на официальный радиообмен, на вызов поисково-спасательного отряда и короткие ответы на запросы с командного пункта. Я потом видел запись на бумаге своих переговоров внутри экипажа по самолётному переговорному устройству. «Это же наши… Это… Ребята... Да… Вот… И одни многоточия в течение почти пяти минут», – рассказывал Курков. Поисково-спасательный Ми-8 вылетел без задержек. Его пилотировал всё тот же Федченко. Через пару минут они приземлились в районе падения вертолётов. Спасателей, вылетевших на борту Ми-8, возглавлял Бронислав Титов. И он, и его отчаянные ребята сделали всё, что могли. Их работу хорошо было видно с воздуха, так как они использовали патроны с трассирующими пулями. Примерно через полчаса на место катастрофы вышли десантники, но спасать там было уже некого. Экипажи «восьмерок» погибли при столкновении и взрыве. Их тела обнаружили спасатели. Обоих же летчиков с самолёта изрешетили пулями еще в воздухе, при снижении на парашютах. Это определили впоследствии по характеру обнаруженных на них ранений. Долгое время официальная версия гибели экипажа Евгения Симороза была- попадание в вертолет ракеты. Сегодня, благодаря поисковой работе членов Макеевского городского отделения Союза ветеранов Афганистана ДНР удалось установить подробности гибели нашего земляка, познакомиться с участниками того боя. Рискуя своей жизнью, маневрируя на предельно малой высоте, Евгений Симороз пытался во что бы то ни стало выполнить задачу по спасению сбитых летчиков из района, контролируемого мятежниками… Гвардии старший лейтенант Евгений Симороз похоронен центральной аллее кладбища «Казачье» города Макеевки. За мужество и отвагу, проявленные при выполнении интернационального долга в Афганистане, в 1987 году Евгений Александрович Симороз посмертно был награждён орденом Красного Знамени.
16.11.2021
СОЮЗ ВЕТЕРАНОВ АФГАНИСТАНА г.МАКЕЕВКА (ДНР)

ул. Молодогвардейская, д.87, каб.25 (В районе остановки "Гараж").

Copyright © 2016-2024 Союз ветеранов Афганистана (г.Макеевка, ДНР)