|
Новости
|
«Нам дороги эти позабыть нельзя»
Николай Николаевич Горбачёв родился 12 декабря 1960 года в городе Макеевка. После окончания восьмилетней школы поступил в профессиональное техническое училище № 66, где получил специальность «сталевар». До армии трудился разливщиком горячей стали в мартеновском цехе №1 Макеевского металлургического комбината имени Кирова. Параллельно, как и многие юноши того времени, в ДОСААФе (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту. - Прим. ред.) обучился водить машину.
В ряды Советской армии Николая призвали весной 1979 года. Первое время он проходил службу в автобате Одесского военного округа. В их части было много макеевских парней, но особо он дружил с Сергеем Калининым, с которым был знаком ещё с детского сада. Сослуживцы запомнили Николая рослым, широкоплечим, крупным парнем.
После начала событий в Афганистане Николай Горбачёв попал в формирующийся для отправки в Афганистан 449-й автомобильный батальон подвоза горючего. Формирование 449-го автобата началось в начале января 1980 года во Флорештах (Молдавия). С 20 по 27 января создавалась рота, в которую был зачислен Николай. 29 января батальон погрузили в эшелон и отправили в сторону Средней Азии. В Джизак (Узбекистан) он прибыл 10 февраля 1980 г. До конца февраля батальон получал новые, только с завода, МАЗы и осваивал их. Рота, в которой служил Горбачёв, получала машины немного позже, поэтому она задержалась в Джизаке.
В это время командование по какой-то причине решило разделить подразделение. Рота Николая Горбачёва была переведена в соседний 424-й отдельный автобат, оснащённый КамАЗами. Его же рота вошла в состав 449-го батальона, который с ротой КамАЗов ушёл 25 февраля на Термез. Рота Горбачёва, ставшая 2-й ротой 424-го автобата, 27 февраля отправилась на железнодорожную станцию Галля-Арал. Там почти двое суток машины грузились на платформы. 28 февраля в 15:00 эшелон тронулся в сторону Кушки. В Кушку эшелон прибыл вечером 1 марта прямо на железнодорожную станцию. Там удобная рампа, поэтому рота разгружалась с платформ не больше часа, а затем ушла в сопки за 14 километров севернее Кушки. 7 марта рота загрузилась керосином и пошла через границу.
Николай Горбачёв погиб во втором рейсе. В городе Шинданд, точке базирования 424-го отдельного автобата, его рота надолго не задержалась. Быстро слив керосин, она вновь направилась в Кушку за новой партией топлива. В этот раз машину Николая загрузили бензином. 11 марта колонна вновь вошла на территорию Афганистана. В злополучном рейсе он шёл между колонной и техзамыканием. Примерно в 50 километрах от границы дорога начала подниматься на невысокую горную гряду, высшей точкой которой является перевал Рабати-Мирза. До перевала всё шло нормально, но после, по всей вероятности, Николай на спуске не справился с управлением. Он шёл по встречной полосе и, не доезжая до правого поворота, резко рванул вправо. Его положило на левый бок, и от искры загорелась бочка с бензином.
Из пробитой цистерны горящий бензин разлился вокруг машины. Выбраться самостоятельно из огненной ловушки Николай уже не смог. А лезть в огромную огненную лужу другим водителям было равносильно самоубийству. МАЗ Горбачёва горел 12 часов. Всё это время оставшаяся машина техзамыкания стояла сверху. Когда МАЗ догорел, останки Николая достали из машины и увезли на Кушку.
Похоронен Николай Горбачёв на Родине, в Макеевке, на кладбище «Казачье». Он стал первым в скорбном списке погибших водителей 424-го отдельного автомобильного батальона подвоза горючего. Обгоревший остов МАЗа, на котором ездил и погиб Николай, некоторое время еще лежал поблизости от дороги немного ниже перевала Рабати-Мирза. Потом машину убрали...
16.01.2022
|
|
|
СОЮЗ ВЕТЕРАНОВ АФГАНИСТАНА г.МАКЕЕВКА (ДНР)
ул. Молодогвардейская, д.87, каб.25 (В районе остановки "Гараж").
|
|