Внук Артёма, лидера Донецко-Криворожской Республики: Задачей ДКР было противостоять сепаратизму Киева
Этим летом исполнилось 95 лет со дня гибели Артема (Федора Сергеева), первого премьер-министра Донецко-Криворожской республики, провозглашенной в Харькове в 1918 года. Республика была создана на землях Юга России, которые не пожелали входить в состав Украинской Народной республики, на тот момент союзницы Германии и Австро-Венгрии. ДКР считала себя частью России.
«ПолитНавигатор» продолжает публиковать материалы на эту тему. Сегодня мы предоставляем вашему вниманию интервью с внуком Артема – Рубеном Сергеевым. Это вообще первое интервью российскому СМИ, в котором Рубен Артемович подробно рассказывает о своем знаменитом деде.
Сам он живет в Москве. Читает лекции об оперном искусстве и является специалистом по ракетам. Он не только внук Артема, но и внук Долорес Ибаррури, легендарной Пассионарии, лидера Испанской коммунистической партии, которой пришлось эмигрировать после поражения республиканцев из франкистской Испании. Отца Рубена – Артема Сергеева – после гибели деда усыновил Сталин, с которым Федор Сергеев подружился еще во время обороны Царицына от белогвардейцев, куда отступила из Харькова и Луганска армия ДКР во главе с ним и Климентом Ворошиловым, которая вела тяжелые бои с немцами и австро-венграми в 1918 году .
Рубен рассказал «ПолитНавигатору» о том, как формировался будущий премьер-министр ДКР, о парижском периоде его эмиграции, о том, как он участвовал в борьбе шахтеров Австралии за свои права, о его роли в мировом рабочем движении и о его конфронтации с Троцким по поводу мировой революции, которая возможно и стала причиной его гибели.
Как в твою жизнь вошел Артем?
Через рассказы бабушки. Дед – Федор Андреевич Сергеев (подпольная кличка Артем) погиб в катастрофе на железной дороге в 1921 году, а себя я помню года так с 1961, когда Гагарин в космос полетел. Так что для нас, внуков – Федора, Лолы и меня – главным источником сведений о деде стала бабушка – вдова Артема, Елизавета Львовна Репельская, среди своих – баба Лиза. Наш отец Артем Федорович еще застал соратников деда и их рассказы. Отца он не помнил, ему в день катастрофы не было и пяти месяцев.
Бабушка «вводила» Артема в круг внуков, сочетая познавательность информации с решением практических задач. Не хотим мы есть простоквашу на ночь, а бабушка рассказывает: «Спасаясь от ареста, жил дедушка Артем в Париже и часто ходил к Илье Мечникову ужинать. А тот угощал его особой простоквашей, которую сам изобрел. А еще давал деньги на обучение военному делу. Он многим молодым революционерам в Париже помогал, наш второй после Павлова Нобелевский лауреат. Ел дедушка мечниковскую простоквашу и оттого хорошо учился. Вот и папа ваш перед войной с фашистами тоже ел простоквашу, выучился на артиллериста и подбил много вражеских танков». Мы ели полезный продукт, рисовали горящие танки с крестами и осваивали полезную информацию. И дед был как будто рядом.
Помню, показывают по телевизору итальянский фильм-оперу «Паяцы». Я, малыш, смотреть не желаю. А бабушка мне говорит: «Да как ты не хочешь слушать оперных певцов!? Они такие хорошие люди! А один из них, самый наш знаменитый – Федор Шаляпин, дедушку от ареста спас. В 1905 году он пел в Харькове, а после концерта дед вышел на сцену и выступил с революционной речью. Полиция здание оцепила, а дед – в гримерную к Шаляпину. Тот, как и Мечников, революционерам сочувствовал и приклеил деду бороду. Дед от полиции ушел, так и спасся. Так что давай оперу смотреть.
Мне, малышу, запомнилось. А опера и сегодня – одно из моих увлечений. Спасибо дедушке и бабушке…
Многие бабушкины рассказы были связаны с долгими годами эмиграции деда в Австралии, где он прожил и проработал семь лет.
А как Артем туда попал?
Тут придется рассказывать подробнее. После того, как девятнадцатилетнего студента Федора Сергеева власти выгоняют за организацию студенческой забастовки из Московского Императорского высшего технического училища с запретом обучаться в высших учебных заведениях России, он почти на год уезжает учиться в Париж, там посещает лекции Ленина и сближается с большевиками. По возвращении начинает деятельность профессионального революционера.
О его таланте подпольщика-конспиратора, уходившего от полиции при любых обстоятельствах, складываются легенды. Его популярность среди рабочих Харьковской и Екатеринославской губерний, куда тогда входили шахты и промышленные предприятия Донбасса, была огромной.
В декабре 1905 года двадцатидвухлетний Артем возглавляет восстание рабочих Харькова, тогдашней столицы промышленного Юга России. После поражения революции руководство большевиков перебрасывает его из Харькова, где ему грозил неминуемый арест, в Пермь, индустриальное сердце Урала.
За считанные месяцы он становится признанным рабочим и партийным лидером, избирается делегатом на съезд РКП(б) в Стокгольме, едет в Швецию и там входит в круг партийного руководства большевиков уже как лидер рабочих двух крупнейших индустриальных центров России. После возвращения из Стокгольма на Урал его подпольная работа длится более полугода, но в марте 1907 года его выследили, арестовали и осудили на каторжные работы в Сибири.
Три с половиной года он проходил тюремные «университеты». Последним местом отбывания наказания было маленькое село в Иркутской губернии, откуда ему удалось бежать за границу в Китай и Японию, заработать на билет до Австралии. Путь беглому политкаторжанину в царскую Россию, казалось, был закрыт навсегда.
Что нам важно для понимания дальнейшей судьбы Артема по итогам этого первого периода его жизни?
Думаю, факт его формирования в качестве вожака индустриальных рабочих крупнейших промышленных центров страны, организатора забастовок и политических стачек. Это послужит основой для его последующей деятельности в Австралии, где он приобрел опыт, повлиявший на характер и стиль его работы после возвращения в Россию.
В Австралии он быстро влился в местное профсоюзного движения, став одним из лидеров профсоюза портовых рабочих, затем – профсоюза горняков. Привязанность к шахтерам как наиболее организованной и сплоченной части рабочего класса он приобрел еще в годы работы в Донецком бассейне.
Неудивительно, что большую часть австралийской эмиграции Артем провел, столице тамошнего угольного края городе Брисбене, штат Квинсленд. Ему очень помогло знание английского языка, который он упорно изучал на каторге по русскому и английскому вариантам Евангелия (священные книги давали читать даже политическим заключенным).
Наряду с профсоюзной работой он редактировал газету «Австралийское эхо» и стал одним из зачинателей социал-демократического движения в Австралии, о чем позже писали австралийские историки – они и к нам домой в 1960-е годы приезжали. Профсоюзная работа в такой стране – это не только забастовки и политическое противостояние, но и переговоры с работодателями, поиски компромиссов и согласование позиций.
Этот опыт был важен для России, революционное движение в которой выковывалось в бескомпромиссной борьбе. Я не хочу сказать, что бабушка представляла деда эдаким реформистом-миротворцем, но она часто рассказывала об умении Артема выслушать оппонентов, найти убедительные для них аргументы, избежав ненужных противостояний, а в годы Гражданской войны – ещё большей крови и жертв.
Обсуждалась ли в семье тема Донецко-Криворожской республики?
Я даже помню, как впервые про нее услышал. Отец привез бабушке из типографии целую пачку красочных брошюр «Товарищ Артем». Она была издана для в 1962 году «для детей младшего школьного возраста», и в ней целая глава была посвящена Донецко-Криворожской республике.
Для бабушки это был настоящий праздник. Она считала провозглашение ДКР в дорогом для нее Харькове в феврале 1918 года и события вокруг республики одним из самых ярких и смелых дел Артема в годы революции. История создания Артемом и его соратниками ДКР в советское время замалчивалась. Причина понятна: учредители СССР уже после смерти Артема создали Украинскую Советскую Социалистическую Республику.
В целях «усиления пролетарского элемента» ей были переданы огромные территории нескольких губерний южнорусского горнопромышленного района, включавшего зону Донецкого и Криворожского бассейнов, часть Области Войска Донского и другие земли. История ДКР, противостоявшей росту националистических и сепаратистских настроений в Киеве после февральской революции и в годы гражданской войны, была «неудобной» темой для советских идеологов, равно как и тема украинского национализма в целом.
Даже в упомянутой мной брошюре говорилось, что задачей ДКР было сбить с толку немецкое военное командование в условиях продвижения зимой 1917-1918 годов немецких войск на восток. В создании ДКР проявились организаторские и созидательные качества деда, его талант переговорщика, непримиримость к проявлениям национализма. Тогда он сделал все для сохранения региона в составе России.
В 2011 году в Харькове вышла интереснейшая книга Владимира Корнилова «Донецко-Криворожская Республика: расстрелянная мечта». Рекомендую ее всем, кто интересуется нашей историей.
Какие еще свойства выделяли Артема на фоне общей массы тогдашних русских революционеров?
Революция выдвинула много талантливых людей, и Артем был одним из них. Как известно, в революциях на первых порах всегда доминировали яркие агитаторы, способные побудить людей к действию зажигательной речью. Однако потом, когда власть взята, приходило время повседневной кропотливой работы по строительству государственных институтов, подъему экономики.
Для многих выдвинувшихся в годы революционного подъема такая работа была не по силам, да и не по характеру. Наша революция исключением не была. Сплав революционного опыта, таланта агитатора с навыками повседневной организаторской работы, накопленными в годы подполья и эмиграции, опыт практической работы в профсоюзах сделали Артема, как сказали бы сегодня, одним из наиболее востребованных лидеров партии и государства.
В последние годы жизни Артем возглавлял московскую организацию партии большевиков, вел обширную работу по государственному строительству, восстановлению промышленности и транспорта, был одним из наиболее заметных участников ожесточенных внутрипартийных дискуссий.
О чем были главные споры в партии в последний год жизни Артема?
Можно сказать, что за год с лета 1920 по лето 1921 года руководство партии смогло, хотя и в отчаянных спорах, но принять решения, определившие жизнь и во многом – судьбу страны. В России шел третий год гражданской войны, страна была обескровлена, а революционный пролетариат Запада, говорила бабушка, все никак не протягивал нам руку помощи. А ведь вся стратегия большевиков, решившихся на революцию в октябре 1917 года, строилась на уверенности, что европейский пролетариат примет от них революционную эстафету.
В этих условиях было решено предпринять наступление на Варшаву. При этом предполагалось «убить двух зайцев»: создать Советскую Польшу, способствуя распространению пожара революции дальше в Европу, а заодно, с помощью революционного польского пролетариата разгромить войска белополяков, которые к лету 1920 года превратились в главную силу, противостоящую Красной Армии на полях гражданской войны.
Поход на Варшаву, куда бабушка была отправлена заниматься санитарным обеспечением войск (врач по образованию, бабушка родилась в Белостоке и хорошо говорила по-польски), закончился тяжким поражением Красной Армии.
Артем много и подробно расспрашивал о перипетиях польского похода. Вывод, по словам бабушки, был однозначным: больше никаких наскоков, только долгая и кропотливая работа по подъему страны, ибо от ее успехов, примера в строительстве нового общества будет зависеть и будущее мировой революции. Как говорила бабушка, к такой созидательной работе Артем был готов.
А партия? Дискуссии продолжались?
По итогам польского похода и на основе анализа политической ситуации на Западе Ленин обосновал перспективу «длительного мирного сожительства» Советской России со странами капитала. Страну сотрясали крестьянские восстания. Разразился кронштадтский мятеж – бунтовали свои. Ленин начал подготовку к принятию спасительной для страны политики НЭПа. Артем был среди тех, кто последовательно агитировал за НЭП и мирное сосуществование. Радикальные революционеры в руководстве большевиков опасались контрреволюции. «Кукушка уже прокуковала», – возвестил Троцкий, предрекая скорый конец советской власти.
Параллельно с упомянутыми дискуссиями осенью 1921 года началась еще одна, так называемая дискуссия о профсоюзах. Ее подлинной подоплекой были глубочайшие расхождения в руководстве партии большевиков в определении дальнейших путей политического развития страны и партии, предотвращения ее бюрократизации. Спорили о роли рабочего класса в этих вопросах, о путях осуществления народовластия в целом. Как уже было сказано, все это в условиях провала расчета большевиков на революции на Западе, плана на то, что, начав революцию первыми, мы, по выражению Ленина, затем «прицепим ее вагончик к локомотиву революции европейской».
Апофеозом дискуссии стал партийный съезд в марте 1921 года. Партия распадалась на фракции. Троцкий, отстаивавший идею революционных войн, настаивал на милитаризации профсоюзов и целом ряде других идей, реализация которых превратила бы страну в настоящий военный лагерь. «Платформа десяти», куда вместе с Лениным входил Артем, рассматривала профсоюзы как школу приобретения рабочим классом навыков хозяйственного и государственного управления, в качестве канала продвижения наиболее подготовленных и сознательных рабочих к рычагам политического и экономического руководства.
У Артема, природного рабочего и профсоюзного вожака, планы Троцкого вызывали решительное отторжение. . Он верил в то, что развитие профсоюзного движения в Советской России, рост сознательности пролетариата и его благотворное влияние на партию способны предотвратить отрыв партийной верхушки от народных масс.
В условиях продолжавшейся гражданской войны он выступил организатором Первого и Второго Всероссийского съездов горнорабочих (1920 и 1921гг.), ибо считал, что восстановление профсоюзного движения надо начинать с наиболее революционной части рабочего класса, какой всегда были шахтеры. Весной и летом 1921 года он вел подготовку к созданию новой международной организации – Всемирного союза горнорабочих.
По его замыслу, сотрудничество передовых рабочих разных стран с профсоюзами и рабочим классом Советской России в отстаивании своих интересов на национальном и международном уровне, могло бы дать куда больше для дела мировой революции, чем революционные войны, за которые ратовали его оппоненты.
24 июля 1921 года Артем возвращался в Москву с группой представителей профсоюзов европейских стран после посещения тульского угольного бассейна. Скоростной аэровагон, в котором они ехали в столицу, разбился, несколько человек, включая Артема, погибли.
Бабушка считала, что гибель Артема была не случайной?
Курировавший следствие Дзержинский сказал ей, что в месте крушения на рельсы были насыпаны камни. Он полагал, что это могло быть делом рук сторонников Троцкого. Но это лишь предположение…
При оценке дискуссий, развернувшихся среди большевиков в эти годы, мне кажется важным оценивать, какой выбор давал тогда стране шанс, а какой вел в пропасть.
При этом надо помнить, что у троцкистов были свои резоны: Троцкий был уверен, что без победы революции на Западе Россия быстро вернется к военно-бюрократической системе управления, что случится «русский термидор».
А что, Троцкий был последовательный сторонник демократии? Они с Артемом по этим вопросам дискутировали?
Наряду с Лениным Троцкий был крупнейшим теоретиком и практиком русской революции. Как и все лидеры большевиков, он верил в торжество идей Маркса, но любая попытка представить его взгляды на путь России к коммунистическому будущему в качестве последовательной и стройной концепции, думаю, приведет в тупик даже исследователя-марксиста самой левой ориентации…
Артем и Троцкий испытывали друг к другу давнюю неприязнь, но по рассказам бабушки их окончательно развела «дискуссия о профсоюзах».
На одном из памятников Артему выбиты его слова: «Зрелище неорганизованных масс для меня невыносимо». Что он этим хотел сказать?
Мы с бабушкой обсуждали эту фразу. Я спрашивал, нет ли в ней намека на опасность «губительного безначалия» (по выражению Салтыкова-Щедрина) или готовности предложить свои способности лидера. Бабушка сердилась и объясняла, что неорганизованные, потому что несознательные, и отсылала к знаменитой когда-то статье Ленина, где тот определял важнейшей задачей большевиков – поднять уровень самого забитого крестьянина «до уровня сознательно мыслящего социал-демократа».
Сегодня бы сказали – сознательного, социально и политически активного гражданина. Вот о чем эти слова Артема. Не зря в недрах той же «платформы 10-ти» родилась фраза «профсоюзы – школа коммунизма». Ведь одна из важнейших основ последнего – самоорганизация и самоуправление свободных и сознательных граждан.
http://informburo.dn.ua 02.09.2016
|