Новая примета нового времени: образование колониального типа
В "метрополиях" массовое образование ориентировано на получение квалифицированного потребителя, а в "колониях" – неквалифицированного производителя.
Глубоким специалистом в сфере образования я не являюсь, однако я имею: а) профильное (педагогическое) образование; б) опыт профессиональной работы (преподавал в школе, училище, университете); в) двух детей школьного возраста, которые учились в разных школах в Украине и России. Все это дает мне основания высказывать некоторые суждения об очертаниях предлагаемой сейчас школьной реформы. Выплата стипендий в Украине.
Отказ от авторитета взрослых. Одно из важных направлений школьной реформы – исключение безусловного авторитета учителя. Учитель в новой школе – кто угодно, но только не авторитет. Обеспечивается это даже такими незначительными деталями как отказ от оценок в начальных классах и от исправлений красной ручкой в них же.
Смысл на словах – обеспечение большего демократизма учебного процесса, большей самостоятельности мышления учащихся (никто на них не давит авторитетом).
На практике же это оборачивается утратой дисциплины и самого представления о том, что кто-то может знать больше. Главное же – нормы отношения к суждениям учителя (необязательным для учета, поскольку учитель только первый среди равных) переносятся на всех взрослых, включая родителей.
Таким образом, исключается влияние на детей со стороны людей старших поколений, "зараженных совком". Естественно, утрачиваются поведенческие нормы и недополучаются знания (чем все это предполагается заменить видно из школьной программы).
Отказ от развития логики. Логика в ходе обучения прививается, прежде всего, преподаванием точных и естественных наук. Именно от них школа начала избавляться еще в начале 90-х в рамках "гуманизации" образования и продолжила введением тестов (для ответа на тесты знания не нужны вообще; не даром в России новый министр начала с сокращения тестовой составляющей единого госэкзамена). В рамках нынешней школьной реформы логику будут добивать (добрались уже и до таблицы умножения).
http://informburo.dn.ua 16.09.2016
|