Почему только русские, ездят на тройке лошадей?
Какой же русский не любит быстрой езды? А быстрая езда в нашей традиции неразрывно связана с русской тройкой. Она может развивать скорость до шестидесяти километров в час, что недостижимо ни для одной упряжи в мире.
Тайна появления
Когда появилась русская тройка? Историки говорят, что в начале XVIII века, когда троечная упряжь стала применяться царской курьерской службой. Однако, учитывая, что в консервативной Руси любая инновация порой "настаивалась" веками прежде, чем поступить в "массовое производство", эта дата вызывает некоторые сомнения. Есть версия, что тройка была позаимствована государственными службами из тайных "лошадиных" культов, посвященных Илье Пророку, которые испокон веков практиковались в некоторых местностях Севера Руси. Каждый год в Ильин день устраивались ритуальные скачки на тройках, которые символизировали "колесницу огненную и коей огненных", что вознесли Илию на небо. Разбиться во время "вознесения" считалась проявлением Благодати: говорили, "Илья на небо унес".
Уникальность
Инновации тройки заключалось в том, что все лошади бежали разным аллюром. Коренник - центровая лошадь - скакал рысью, а более легкие пристяжные лошади неслись галопом, изогнув головы в сторону. Такая комбинация "лошадиных сил", где пристяжные, пристёгнутые к кореннику постромками, как бы "несли" коренника, была направлена на то, чтобы все три лошади медленнее уставали, сохраняя при этом высокую скорость.
Скорость
Тройка способна была развивать скорость до 60 км в час. Ни одна упряжь в мире не могла достигнуть такого результата. Есть такая байка. Однажды во времена Екатерины II в Петербург прибыл с визитом австрийский император Иосиф. Императрица вознамерилась поразить высокого гость и прокатить его на тройке. Во дворец доставили самого удалого ямщика, у которого Екатерина поинтересовалась: "Отвезешь императора в Москву за тридцать шесть часов?" Удалец ответил царице: "Довезу, матушка. Только не уверен, что довезу его душу". Осталось добавить, что в среднем путь от Питера до Москвы на перекладных составлял двое-трое суток.
Порода лошадей
Как правило, в русской тройке использовались лошадиные силы выносливой породы вятской лошади. Состоятельные господа могли себе позволить запрягать в тройку орловских рысаков.
Применение
Троечная упряжь, как уже говорилось, использовалась в курьерской службе. В конце XVIII века на тройке стали перемещать и важных пассажиров. Со временем тройка стала непременным атрибутом свадеб и народных гуляний в большие праздники.
Украшение
Троечная упряжь обязательно богато украшалась. Например, поначалу дугу коренника окрашивали позолотой. Это было не просто пижонство: золото символизировало молнию, которые сопровождали вознесение Илии Пророка.
Позднее дуги стали расписывать орнаментами и художественной резьбой. Причем это было не просто украшательство: шорники наносили на упряжь так называемые защитные росписи, способные уберечь тройку от злых сил, от дикого зверя и от разбойников.
"Ямская гармонь"
Если позолоченная дуга коренника символизировала молнию, то сопровождаемый тройку звон колокольчиков и бубенцов являлся метафорой раскатами грома. В народе этот "музыкальный набор" называли "ямкой гармонью". Почти каждая тройка имела уникальное звучание. Интересно, что в некоторых местах России считалось, что прокатившись на "громкой" тройке, человек способен избавиться от насланных ведьмами и колдунами заклятий. Считалось, что чаще всего недобрые люди наводят порчу на свадьбах, поэтому поездка новобрачных на тройке с бубенцами стала непременным свадебным обрядом.
http://informburo.dn.ua 07.02.2017
|