Макеевская городская организация "Российского Союза ветеранов Афганистана и Специальных военных операций"  Макеевская городская организация "Российского Союза ветеранов Афганистана и Специальных военных операций"  Макеевская городская организация "Российского Союза ветеранов Афганистана и Специальных военных операций"  Макеевская городская организация "Российского Союза ветеранов Афганистана и Специальных военных операций" 

Аналитика

 

Станет ли Черный Квадрат желто-голубым?

На Украине пытаются присвоить наследие великого авангардиста Малевича

Удивительно насколько легко украинские патриоты обращаются с исторической памятью и культурными артефактами, перекраивая и видоизменяя их в зависимости от колебания генеральной линии правительства (и чуть не написала партии).

Раз! — и одним движением молотка и зубила харьковский монумент «Вечный огонь» с надписью «В день 40-летия Великого Октября тем, кто отдал жизнь за власть Советов» превращается в монумент с жовто-голубым флагом и надписью  «Героям, которые сложили голову за независимость и свободу Украины».

Два! — и Московский проспект переименован в проспект Степана Бандеры.

Три! — и Музей русского искусства становится Киевской картинной галереей.

Депутаты на заседании Верховной Рады Украины в Киеве

Этот список можно продолжать и продолжать. Впрочем, если у жителей Украины еще есть шанс сказать свое «нет» манипуляциям и фальсификациям, то у художников, живших в прошлом веке, которых усиленно перекрашивают в патриотические цвета и в срочном порядке украинизируют, таких шансов однозначно нет.

На днях в Киеве состоялась презентация англоязычной версии книги «Казимир Малевич. Киевский период 1928-1930 годы», которая закончилась скандальным спором российского искусствоведа Александры Шацких с украинской составительницей книги Татьяной Филевской. Последняя, в частности заявила:

«Они (авангардисты) говорили о том, чтобы их не определяли как художников той или иной национальности, но сегодня их всех представляют как русских авангардистов. То есть, российское искусствоведение выстраивает свой дискурс и пользуется этими художниками, вопреки их позиции, а украинское искусствоведение лишено такой возможности. Второй аргумент — что почти все эти художники рано или поздно определялись со своей национальностью, даже если эта позиция несколько раз менялась в течение жизни. Мы точно знаем из документов, что Малевич неоднократно обращался к самоидентификации себя как украинца».

Таким образом, украинский культурный официоз недвусмысленно пытается приватизировать «по праву крови» общечеловеческое наследие великих авангардистов — с полного одобрения европейских СМИ.

«Легкомысленное причисление Казимира Малевича — а вместе с ним и многих его коллег-художников — к русской или «великорусской» культуре противоречит фактам, как биографическим, так и историческим. Ведь на самом деле «русский» авангард был в значительной степени украинским вызовом — этническими украинцами, помимо Малевича, были художники Владимир Татлин, Василий Кандинский, Антуан Певзнер, Александра Экстер, Владимир Бурлюк, Александр Архипенко, Александр Шевченко, Петр Кончаловский, Александр Богомазов, Соня Делоне (урожденная Штерн) и многие другие. К ним можно добавить некоторых художников из Беларуси, Польши и балтийских государств — Марк Шагал, Эль Лисицкий, Сергей Эйзенштейн — которых также причисляют к «русским», — пишет об этом швейцарское издание Neue Zürcher Zeitung.

Попробуем разобраться, кем же все-таки считал себя сам Малевич, кем он являлся «по праву крови», и кто в этой истории выдает желаемое за действительное.

Картина Казимира Малевича "Автопортрет"

Популяризатор и исследователь творчества Малевича, художник Михаил Рошняк,  согласен с тезисом Филевской, о том, что авангардисты не определяли себя как художников той или иной национальности.

«В русском авангарде 20-х годов было в  высшей степени дурным тоном спекулировать на национальном — это было сродни спекуляции своей совестью. Это не значит, что все были космополитами. Просто национальность или вероисповедание были личным пространством каждого. Никто не носился с истериками, «ах я русский, ах я православный» или «ой я поляк, я католик»… «Русский авангард»  20-х годов делали не только в Москве и Санкт-Петербурге, но в Киеве и Харькове, Казани и Перми, Тбилиси и  Витебске и других городах Сибири, Поволжья, Украины и Белорусии. «Русский авангард» — общее понятие над национальное, как «Американский экспрессивный абстракционизм» или «Новые дикие». Если говорить о национальности Малевича, по документам он поляк, и мама его Людвига в быту общавшаяся на польском и с трудом говорившая по-русски, и папа Северин — стопроцентный поляк, крестивший своего сына в польском костёле Киева… Но Казимир Малевич считал себя безусловно «русским художником авангардистом» в том понимании «Русского авангарда 20-х годов», в котором были художники самых разных национальностей, поляки, немцы, русские, евреи, украинцы, мордва да всех не перечислить», —  утверждает Рошняк.

Что же, Украина поступает вполне естественно, для бедной в экономическом и культурном смысле страны, пытаясь присвоить наследие Репина, Чайковского и Достоевского на основании украинских корней их далеких предков — а теперь выдвигая такие же претензии в адрес культовых фигур интернационалистического по своей сути авангарда.

Безусловно,  Казимир Малевич  — поляк, родившийся в Киеве, считавший себя в какой-то степени украинцем, любивший украинскую народную крестьянскую культуру, особенно ярко проявивший себя в белорусском Витебске, принадлежит всей мировой культуре.

А попытки впихнуть его в  новый украинский дискурс, замешанный на националистическом и этническом началах, напоминают попытки перекрасить его Черный Квадрат в желто-голубой цвет.


http://ukraina.ru
23.03.2017
СОЮЗ ВЕТЕРАНОВ АФГАНИСТАНА г.МАКЕЕВКА (ДНР)

ул. Молодогвардейская, д.87, каб.25 (В районе остановки "Гараж").

Copyright © 2016-2024 Союз ветеранов Афганистана (г.Макеевка, ДНР)