Макеевская городская организация "Российского Союза ветеранов Афганистана и Специальных военных операций"  Макеевская городская организация "Российского Союза ветеранов Афганистана и Специальных военных операций"  Макеевская городская организация "Российского Союза ветеранов Афганистана и Специальных военных операций"  Макеевская городская организация "Российского Союза ветеранов Афганистана и Специальных военных операций" 

Аналитика

 

Социально-активных россиян — 8%, политически активных — 15% (10% за власть, 5% против)

россияне-1

Самая социально-активная часть россиян — т.н. «волонтёры» — составляет всего 8% населения России. Ещё три группы относительно активных страт дают в совокупности 34%. «Социальный балласт» — это т.н. «веб-обыватели» (20%), не интересующихся ничем вне виртуальной жизни», а также «гражданские обыватели» (23%). Основные составляющие социально-активной жизни — высшее образование, доход выше среднего и ежедневное пользование интернетом. Активно выступать за существующую власть готовы 10% россиян, за внесистемную оппозицию — 5%. Остальные россияне — индифферентные наблюдатели.

Насколько социально и политически активно российское общество? И какие характеристики определяют эту активность? На эти вопросы отвечает группа социологов из ФОМ (Екатерина Богомолова, Елена Галицкая, Юлия Кот и Елена Петренко) в статье » Повседневность россиян: гражданские и потребительские практики» (журнал «Мир России. Социология. Этнология», N1, 2017). Исследование проводилось ФОМ с сентября 2015 по март 2016 года, выборка была значительная — 10,5 тыс. респондентов. Итоги оказались таковы (мы публикуем только часть работы, где говорится о социальной активности россиян; также в этой работе приведены потребительские характеристики россиян и др.)

Волонтёры

«Волонтёры» — акторы гражданского участия на дальней социальной дистанции (8% россиян). Исключительно только они участвуют в деятельности НКО, массовых акциях, подготовке и проведении мероприятий, правозащитных инициативах, организации и проведении выборов, в работе профессиональных сообществ и профсоюзов.

Социально-демографические характеристики "волонтеров" значительно отличаются от показателей по населению в целом. Почти половина представителей этой группы имеют высшее образование (47% по сравнению с 29% в среднем по населению). 13% "волонтёров" занимают руководящие посты на работе (предпринимателей, руководителей среднего и высшего звена по сравнению с 6% в среднем по населению). В этой социальной группе 38% входят в возрастную категорию от 18 до 30 лет; 30% "волонтёров" — люди среднего возраста (31-45 лет), и ещё 32% — люди старше 46 лет. Каждый пятый (19%) "волонтёр" имеет ежемесячный доход выше 30.000 руб. (в среднем по населению — 10%). Среди "волонтёров" 29% проживают в городах с населением более 1 млн. чел. 80% представителей этой социальной группы пользуются интернетом каждый день (в среднем по населению — 57%).

россияне-2

Участники социализирующих досуговых практик

"Участники социализирующих досуговых практик" составляют 9% россиян. Эта группа выделяется по признаку участия в объединениях по интересам, образовательных семинарах, тренингах, курсах, лекциях. Они не включены в формы деятельности гражданского участия на дальней социальной дистанции, присущие "волонтёрам".

Более половины "участников социализирующих досуговых практик" (53%) имеют высшее образование, 87% пользуются интернетом каждый день (эти показатели даже выше чем у самой социально-активной части россиян — «волонтёров»). В этой социальной группе молодёжь встречается чаще, чем в остальных группах (53%), 29% — люди в возрасте 31-45 лет, 18% — люди старше 46 лет. 13% "участников социализирующих досуговых практик" занимают должность руководителя. Каждый пятый (19%) из них имеет ежемесячный доход более 30.000 руб., 30% проживают в городе-миллионнике.

Активисты

"Активисты" — акторы гражданского участия на средней социальной дистанции составляют 12% россиян. Проявляют гражданскую активность в более узком круге. Их отличительная характеристика состоит в участии в активистских (инициативных) мероприятиях: разрешение общественных проблем по месту жительства, участие в жизни прихода, общины, защита окружающей среды, но при этом им также присуща активность на ближней социальной дистанции.

"Активисты" — в основном люди среднего возраста и старше (19% — в возрасте 18-30 лет, 38% — в возрасте 31-45 лет, 43% — старше 46 лет). 35% "активистов" имеют высшее образование. Представители этой группы не такие активные интернет-пользователи, как в двух вышеописанных группах: лишь 61% пользуются интернетом каждый день. Материальное положение "активистов" значимо не отличается от показателей в целом по населению.

Альтруисты

"Альтруисты". Эта группа не похожа на три предыдущие, однако ей не чуждо помогающее поведение на ближней социальной дистанции, присущие "волонтёрам». Они составляют 13% россиян. "Альтруистам" свойственны помощь незнакомым и пожертвования на благотворительность.

В этой группе возрастные категории представлены следующим образом: 18-30 лет — 27%, 31-45 лет — 25%, 46-60 лет — 27%, старше 60 лет — 21%. 28% "альтруистов" имеют высшее образование, 58% пользуются интернетом каждый день, 11% имеют ежемесячный доход более 30.000 руб., 6% занимают руководящие должности.

россияне-3

Гражданские обыватели

"Гражданские обыватели" — акторы гражданского участия, чье помогающее поведение распространяется только в пределах ближайшего окружения (15% россиян). Они оказывают помощь коллегам, соседям, друзьям, близким.

Возрастные категории "гражданских обывателей" распределены примерно одинаково: 18-30 лет — 26%, 31-45 лет — 25%, 46-60 лет — 28%, старше 60 лет -21%. 24% "гражданских обывателей" имеют высшее образование, 54% пользуются интернетом каждый день, 10% имеют ежемесячный доход более 30.000 руб. (как в среднем по России), и только 4% занимают руководящие должности.

Социально-пассивные россияне

Веб-обыватели

"Веб-обыватели" составляют 20% россиян. Активны только в виртуальном пространстве.

В этой социальной группе возрастные категории представлены следующим образом: 18-30 лет — 41%, 31-45 лет — 34%, 46-60 лет — 18%, старше 60 лет — 7%. 31% "веб-обывателей" имеют высшее образование, 100% пользуются интернетом каждый день, 10% имеют ежемесячный доход более 30.000 руб., и лишь 5% занимают руководящие должности.

Гражданские аутсайдеры

"Гражданские аутсайдеры" составляют 23% россиян. Они не включены ни в одну из реципрокных практик ни в реальном, ни в виртуальном пространстве.

Среди "гражданских аутсайдеров" возраст 18-30 лет составляет 7%, 31-45 лет — 15%, 46-60 лет — 29%, старше 60 лет — 49%. 13% представителей этой группы имеют высшее образование, интернетом каждый день не пользуются, только 2% имеют ежемесячный доход более 30.000 руб., 55% "аутсайдеров" — неработающие пенсионеры.

россияне-4

Политическая активность

Пёстрая, хотя в целом спокойная, картина настроений возникает, когда речь заходит о массовых акциях, митингах, демонстрациях. Большинство респондентов (51%) не намерены поддерживать ни сторонников нынешних российских властей, ни их противников. Пятая часть (20%) респондентов говорили, что будут высказываться в поддержку властей, но на митинги ходить не намерены, ещё 10% готовы были пойти на митинг в поддержку властей. И всего лишь 5% респондентов заявляли о своей готовности принять участие в митингах и демонстрациях против властей.

(Иллюстрации — польская художницаBarbara Licha)


http://ttolk.ru
09.11.2017
СОЮЗ ВЕТЕРАНОВ АФГАНИСТАНА г.МАКЕЕВКА (ДНР)

ул. Молодогвардейская, д.87, каб.25 (В районе остановки "Гараж").

Copyright © 2016-2024 Союз ветеранов Афганистана (г.Макеевка, ДНР)