Макеевская городская организация "Российского Союза ветеранов Афганистана и Специальных военных операций"  Макеевская городская организация "Российского Союза ветеранов Афганистана и Специальных военных операций"  Макеевская городская организация "Российского Союза ветеранов Афганистана и Специальных военных операций"  Макеевская городская организация "Российского Союза ветеранов Афганистана и Специальных военных операций" 

Аналитика

 

Большая Центральная Азия или Большая Евразия: американский проект против российского

Распад Советского Союза в начале девяностых годов привел к образованию пяти новых независимых республик в регионе Центральной Азии: Кыргызстан, Узбекистан, Казахстан, Туркменистан и Таджикистан. После окончания холодной войны, когда появился термин Центральная Азия, эти пять государств стали представлять собой самостоятельный регион. Следует иметь в виду, что в прошлом существовали другие концепции региона. Одна из них, "Большая Центральная Азия", предусматривала расширение границ этого региона.

У мировых держав имеются противоречивые интерпретации концепции Большой Центральной Азии. Например, еще в годы существования Советского Союза Центральная Азия считалась неполной без Афганистана и китайской северо-западной провинции Синьцзян.- С другой стороны, крушение советской власти и распад Советского Союза с одной стороны, и рост экономической мощи Китая с другой, позволили Пекину добиться значительного влияния в странах Центральной Азии. В- отсутствие великой державы, такой как Советский Союз, Китай стремился заполнить образовавшийся вакуум власти.

Однако, у китайцев было и, разумеется, по-прежнему остается, совершенно иное определение и видение Большой Центральной Азии, по сравнению с советской Россией. С их точки зрения, Большая Центральная Азия, помимо нынешних пяти республик, должна включать также Монголию, Афганистан, Пакистан и Иран.

Соединенные Штаты, в свою очередь, несколько лет назад также представили собственную интерпретацию этого региона, принципиально отличающуюся от китайской и российской, с целью расширить свои интересы в этом стратегически значимом регионе. Американская версия включает, помимо пяти бывших республик Советского Союза, Афганистан, Пакистан и Индию.

Учитывая все вышесказанное, совершенно очевидно, что Россия, Китай и Соединенные Штаты являются главными конкурентами в этом- регионе, каждый из которых имеет собственные инструменты и рычаги влияния, а также собственные взгляды на его размеры и- границы.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров 17 января прокомментировал намерение Вашингтона провести встречу между госсекретарем США Рексом Тиллерсоном и министрами иностранных дел пяти среднеазиатских республик бывшего Советского Союза в формате "5+1" в одной из этих стран. Лавров заявил, что намерение Соединенных Штатов установить прочные отношения со странами Центральной Азии не- направлено на то, чтобы способствовать их экономическому росту. Скорее можно утверждать, что США преследуют собственные геополитические цели и реализуют проект Большой Центральной Азии. Но что скрывается за американским планом Большой Центральной Азии, и какие угрозы могут возникнуть в связи с этим для России?

Если взглянуть на документы, а особенно на реальное поведение США в разных частях мира, легко увидеть, что Вашингтон считает Москву и Пекин ключевыми источниками угрозы американскому глобальному превосходству. Это ощущение лежит в основе стремления американской правящей верхушки ограничить влияние Китая и России их географическими границами, предприняв соответствующие политические меры. "Большая Центральная Азия" как геополитический проект имеет целью сдерживание, с одной стороны, возрождения России как великой державы, а с другой - растущей китайской экономической и политической экспансии.

Основной темой американского плана является подталкивание и "перетягивание" центральноазиатских республик в Южную Азию в обход российской и китайской политики. Это давно уже понятно России, и министр иностранных дел Лавров заявил, что суть американского проекта Большой Центральной Азии связана с перенаправлением центральноазиатских проектов в Южную Азию и исключение партнерства с Россией. Разумеется, в отличие от Китая, Соединенные Штаты преследуют, прежде всего, геополитические, а не экономические цели, продвигая свою концепцию центральноазиатского- региона.

Усилия стран Центральной Азии по диверсификации своей внешней политики в отношении партнерских связей, предоставляют США предпосылки и возможности для реализации своего замысла, особенно учитывая тот факт, что новая стратегия национальной безопасности США предусматривает среди прочего и начало новой игры в Азии, а Южная Азия является одной из основных игровых площадок.

Аналитики полагают, что в случае реализации этого плана, русские будут нести наибольшие потери. Дело в том, что центральноазиатские республики являются сегодня надежными партнерами Москвы на мировой арене. Более того, Запад изо дня в день сжимает петлю окружения вокруг России, и сегодня единственным буфером между Западом и Москвой является "ближнее зарубежье", которое состоит из окружающих Россию бывших советских республик.

Таким образом, Большая Центральная Азия в американской версии, в первую очередь нацелена на нанесение вреда русским, и конечно, китайцам. Однако, несколько лет назад Россия просчитала американскую модель и разработала свой амбициозный проект партнерства "Большая Евразия", тем самым показав себя наиболее явным противником сценария, созданного в Соединенных Штатах Америки.

В то время как Китай набирает все больший вес в Центральной Азии, полагаясь на экономические отношения, Соединенные Штаты сделали ставку на силовые аспекты влияния, основанные на их военном присутствии с соседнем Афганистане. Россияне не реагируют на китайские усилия по установлению деловых связей с региональными государствами, но они не останутся безучастными зрителями американских и европейских действий в центральноазиатском регионе.

Русские внедрили стратегию, получившую в последнее время в политических кругах название "российской доктрины Монро". Эта стратегия направлена на решительную борьбу против попыток США расширить свое влияние в Центральной Азии. Именно такую политику американцы проводили в начале 19 века, когда они ввели ряд ограничений по созданию европейских плацдармов на американском континенте.

С точки зрения русских, нынешние республики Центральной Азии и Кавказа являются ближним зарубежьем России, и следовательно, представляют собой объекты особого внимания российской внешней политики. Война в Грузии и отделение Абхазии и Южной Осетии в 2008 году, а также инциденты в Крыму и на востоке Украины в 2014 году, ясно продемонстрировали, что Москва весьма чувствительна к геополитическим манипуляциям Запада, и пересечение обозначенных Россией красных линий, может дорого обойтись любому "нарушителю".

Кремль вынашивает амбициозные планы формирования мощного блока политических и экономических партнерств в Евразии. Президент России Владимир Путин уже давно продвигает концепцию Большой Евразии. В глазах кремлевских лидеров эта Большая Евразия может охватывать также Китай, Индию, Пакистан и Иран. Хотя Москва настойчиво отрицает, что этот проект имеет антизападную направленность и даже приглашает европейские страны присоединиться к нему, на самом деле основным ее желанием является исключить Западную Европу из этого альянса.

В рамках российского мировоззрения, Большая Евразия должна стать гигантским глобальным блоком. Однако, пока- неясно, насколько силен этот российский план, и удастся ли ему одолеть конкурентов. Прежде всего, следует иметь в виду новые региональные проекты таких держав как Соединенные Штаты Америки.



http://mixednews.ru
24.01.2018
СОЮЗ ВЕТЕРАНОВ АФГАНИСТАНА г.МАКЕЕВКА (ДНР)

ул. Молодогвардейская, д.87, каб.25 (В районе остановки "Гараж").

Copyright © 2016-2024 Союз ветеранов Афганистана (г.Макеевка, ДНР)